Просмотров: 655

Гиперактивный ребенок

 

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность от греческого – над, сверху – это составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, активный (латинское) – действенный, деятельный.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Уровень интеллектуального развития может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще у мальчиков.

Причины возникновения гиперактивности различны: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

 

Портрет гиперактивного ребенка.

Ему трудно сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Очень подвижен, вспыльчив, раздражителен, безответственен, часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников создавая конфликтные ситуации, часто обижается и быстро забывает о своих обидах, суетлив, у него плохая координация, он неуклюж, ломает вещи, разливает жидкости, ему трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, задает много вопросов, не дожидаясь ответов.

 

Критерии гиперактивности:

I.  Дефицит активного внимания:

  1. Ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание,  но не заканчивает его.
  4. Испытывает трудность в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто забывчив.
  8. Плохо сосредоточивает внимание.

 

II. Двигательная расторможенность.

  1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

 

 

 

III. Импульсивность.

1. Начинает отвечать не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает, прерывает других.

3. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

5. При выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях спокоен и успешен, на других нет).

6. Всегда быстро находит ответ (возможно, и неверный).

7. У него часто меняется настроение.

8. Часто ему все надоедает.

9. Решения принимает быстро, не колеблясь.

10. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

11. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

12. Легко забывает поручения  старших, увлекается игрой.

13. Любит организовывать и предводительствовать.

14. Похвалы и  порицания на него действуют сильнее, чем на других.

 

Как помочь гиперактивному ребенку?

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Поручение, которые дают ребенку, должны быть ему интересны и не надоедать. Когда ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Рабочее место ребенка должно быть тихое, спокойное, вдали от телевизора и открывающихся дверей, чтобы он мог заниматься без помех. В ходе выполнения задания родителям желательно быть рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок не прав  в  чем-то, не читайте нотации (длинную речь он не выслушает и не осознает). Заранее установите правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими, выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать общения «хорошо себя вести», «всегда слушаться». Можно договориться, что он не будет пинать кошку или начнет ставить ботинки на место. На обработку каждого из этих конкретных требований может уйти 2-4 недели и больше. Но, не обработав одного пункта, не переходите к следующему. Терпеливо доводите начатое дело до конца – потом добивайтесь выполнения другого конкретного требования.

Заранее объясните правило поведения при походе в музей, театр, гости («Ты дашь мне руку и не отпустишь, пока перейдем улицу, за это – жетон, в автобусе …» и т.д.). За определенное количество жетонов – приз (конфета, игрушка и т.п). если очень старается, но что-то не так – можно простить, чтобы он чувствовал себя успешным.

Правила работы с гиперактивными детьми.

-в начале дня, а не вечером.

-рабочую нагрузку  уменьшить.

-короткие периоды работы чередовать с физкультурными минутками.

-драматичность, экспрессивность взрослого.

-снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

- заниматься рядом со взрослым.

-тактильный контакт  (элементы массажа, поглаживание, прикосновения).

-заранее договариваться о тех или иных действиях.

-короткие, четкие, конкретные инструкции.

-гибкая система поощрений и наказаний.

-возможность выбора для ребенка.

-оставаться спокойным, нет хладнокровия – нет преимущества!

В игре гиперактивные дети не умеют подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быстро утомляются, им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому целесообразно поэтапно включать их в коллективную игру. Начинают с индивидуальной работы, затем привлекают к играм в малых подгруппах и только после этого переходят к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым не удавалось никому, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.   

Яндекс.Метрика